«Духовное или Нравственное? Современные потребности общества к подходам воспитания подрастающего поколения»: круглый стол онлайн
Библиотека Аксакова приглашает к разговору о нравственности и духовности, высказать свою точку зрения, обменяться опытом, поделиться идеями по формированию и развитию духовного мира молодого поколения с учетом реалий сегодняшнего времени, приняв участие в онлайн-круглом столе «Духовное или Нравственное? Современные потребности общества к подходам воспитания подрастающего поколения».
Круглый стол будет организован с 15 октября по 15 ноября 2020 года на сайте библиотеки. Одни из вас станут спикерами, готовыми делиться своими идеями и практикой, другие изучат возможность адаптации этого опыта применительно к своим условиям.
Предполагаемые вопросы для обсуждения:
- Что больше отвечает современным потребностям общества: духовное или нравственное в воспитании подрастающего поколения?
- Как сегодня говорить с молодыми о нравственности и духовности, какие нравственные примеры служения своему Отечеству привести, о какой личности рассказать, чтобы затронуть их еще неразвитые души, заронить зерна добродетелей, основ нравственности или духовности?
- Согласны ли вы, что под «нравственностью» мы все понимаем более или менее одно и то же, т. е. некие правила, которыми руководствуется человек в своём моральном или жизненном выборе? А что такое «духовность»?
- Имеет ли смысл понятие «бездуховность»? Может ли нравственность обойтись без духовности? А духовность без нравственности?
- Нравственность определяется качеством поведения человека? А духовность — качеством помыслов?
- Можно ли добиться нравственного поведения кнутом (запугать, наказать, т.е. лишить возможности совершать негативные поступки) и пряником (задобрить, подкупить, договориться, т.е. сделать невыгодным совершение плохих поступков)?
- Какие современны практики, литература, способствующая духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения используется вами в работе?
Предполагаемая форма участия:
— высказать свое мнение, принять участие в обсуждении проблем, публикуемых материалов, задать вопрос автору и получить ответ в комментариях под этой публикацией;
— разместить сценарные материалы по теме круглого стола на Яндекс.Диске, файлообменниках и др. и дать ссылку на них в комментариях;
— опубликовать аннотированные списки литературы;
— разместить ссылки на созданные вами и размещенные в ваших социальных сетях фотоматериалы, медиапрезентации, видеоролики, буктрейлеры виртуальные выставки, интерактивные плакаты и т. д.,
Все участники получают сертификаты, на электронную почту, указанную при регистрации.
В случае отсутствия доступа в Интернет, предлагаем направлять материалы для размещения на электронную почту: aksulmetod@yandex.ru.
Надеемся на открытый искренний разговор. Ваше мнение очень ценно.
1. А. Ахматова. «Мужество». Стихотворение написано в 1942 году. О мужестве людей за свою свободу и культуру.
2. А. Гайдар. «Совесть». Рассказ. Совесть – лучший судья каждого человека. Этот рассказ учит не прогуливать уроки, всегда делать домашнюю работу и примерно учиться.
3. А. Матвеев. «Душа и совесть». Рассказ. Каждую вещь, сделанную своими руками, надо делать с любовью, на совесть и вкладывать свою душу, чтобы она приносила радость людям,
4. А. Митяев. «Богатыри». Былины о ратных подвигах богатырей нужны русскому народу для сохранения своей самобытности. Главная мысль всех былин: землю, которая нам досталась от предков, нужно любить и защищать.
5. А. Митяев. «Мешок овсянки». Рассказ повествует о событиях военных лет. Во время наступления доставка продовольствия часто запаздывала, и солдатам приходилось голодать и есть, что придется. Рядовой Лукашук обнаружил мешок с овсянкой. Для них это был настоящий праздник. Однако, отведать вкусной каши бойцам не довелось, у мешка нашелся хозяин, а брать чужое не позволяло фронтовое братство. Однако Лукашук не пожалел об отданном мешке, ведь очень скоро, собаки, которых боец санитарной службы кормил этой овсянкой, спасли ему жизнь.
6. А. Платонов. «Маленький солдат». В книге описан весь драматизм и горе приходящее с войной. Данное произведение необходимо для прочтения, с целью напоминания нам о бездушности и цинизме приходящем с войной, а так же необходимости сохранения мира на земле, возрождению и развитию человечности и любви к ближнему.
7. А. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворение было написано в 1941 году, в самом начале войны. Оно посвящено детям войны, которые наравне со взрослыми защищали свою Родину.
8. А.В. Митяев. Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: ООО «Печатная слобода», 2017. – 143 с. Вместе с героями мы переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Мы сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжёлая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно её выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
9. Алексеев С.П. Рассказы об Отечественной войне 1812 года. - М.: ООО «Книги искателя», 2012.– 64
10. Анисимов Е.В. / Древняя Русь: Рюриковичи–СПб.: «БКК», 2010.–112 с.
11. Б. Ганаго . «Зеркало», «Попугайчики».
12. Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке.
13. Былины. / Пересказ Нечаева А.Н. – М.: Изд-во «Самовар», 2010. – 96 с.
14. В. Астафьев. «Зачем я убил коростеля».
15. В. Драгунский. «Друг детства», «Синий кинжал», «На Садовой большое движение».
16. Е. Голубева. «Праздник у бабушки», «Урок», «Уважать себя», « любовь».
17. Л. Толстой. «Старый дед и внучек.»
18. Н. Абрамцева. «Тише, пожалуйста!». Рассказ.
19. Н. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
20. Осеева В.А. Просто старушка. Рассказ из книги В. Осеевой «Рассказы и сказки». – М.: ООО «Изд-во «Мир искателя», 2012. – 64 с.
21. Р. Погодин. «Что у Сеньки было».
22. Романовский С.Т. Александр Невский:/С. Романовский. – М.: Дет.лит., 2010. – 15 с.
23. С.Ю. Афонькин / Православные святые. – СПб.: «БКК», 2010. – 96 с.
24. Сент-Экзюпери А. Планета людей; Маленький принц. – Л.: Лениздат, 1983. – 176 с.
25. Соловьёв В.М. Минин и Пожарский: рассказ/В. Соловьёв.- М.: Дет. лит., 2010. – 16 с.
26. Ф. Искандер. «Чик и белая курица».
27. Ю. Яковлев. «Полосатая палка».
"Духовность - это свойство человеческой души, которое заставляет духовные, нравственные и интеллектуальные интересы ставить выше материальных благ" (толковый словарь С.И. Ожегова);
"Духовность как стремление к внутреннему самосовершенствованию, к отрешенности от низменных, грубых чувств и интересов" (толковый словарь Д.Н. Ушакова).
В рамках словарного урока (работа с толковым словарём) ученикам предложила дать своё понятие слову "духовность", затем обсуждали словарные статьи толковых словарей.
К теме круглого стола.
Конечно, детей невозможно изолировать от внешнего мира, хотя он нередко действительно является безнравственным и потому вредным для их развития. Изоляция и бесполезна, и опасна. Культивируя вокруг себя образ жизни, основанный на уважении человеческого достоинства, взаимной помощи педагоги не могут заменить им окружающую реальность, но могут показать, что бывает и другая. Эту мудрую педагогическую идею высказал Януш Корчак: "Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе; не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, даём тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и любви".
Болконские, главное для которых - Родина, Отечество, любовь к ним.
В семье Ростовых царит взаимопонимание, которое рождает доверие. Там нет лжи, всё честно, правдиво, истинно.
Курагины же хищники. Их главная ценность - умение вторгнуться в чужую жизнь и сломать её в угоду своим эгоистическим интересам.
Такая семья, по мнению Л.Н.Толстого, не может стать фундаментом общества, потому что в таких отношениях нет ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.
Фото с мероприятия можно посмотреть здесь https://cherdacli.blogspot.com/
1. Милтон Олсон "Уроки гусиной стаи"
https://staff.wikireading.ru/17914
2. Игорь Вачков "Сказка о Деревьях-характерах"
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400517
3. Валентина Ильина-Печенова "притча о кофе"
https://stihi.ru/2011/12/01/8929
Данные тексты были использованы при проведении внеклассного мероприятия "Я и мои ценности" среди учеников 6 классов в МБОУ "Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона"
https://vk.com/school11ulsk
Л.Н.Толстой
В чем же актуальность современных потребностей общества в духовности и нравственности?
Общество нуждается в подготовке широко образованных, нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, на еще только формирующеюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно – нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в работе библиотеки. И это не случайно, ведь нравственное развитие в человеке связано с его духовным развитием. И именно поэтому зачастую библиотеку называют храмом книги, аптекой для души. В библиотеке воспитательное воздействие может сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.
Формы духовного и нравственного воспитания посредством художественной литературы, могут быть многообразными. Это например:
чтение художественных произведений
беседа по прочитанному
дискуссия по прочитанному
проигрывание ситуаций
выставки (книг, журналов, творческих работ, рисунков по прочитанному)
театрализация
праздники, развлечения
придумывание сказок, рассказов.
В Тимирязевской библиотеке Ульяновского района есть наработки в использовании обозначенных форм работы. В своей работе библиотека тесно сотрудничает с Домом культуры, Тимирязевской средней школой, с Тимирязевской ДШИ, с Ульяновским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, МО «Тимирязевское сельское поселение», ЦАД «Возраст +».
В связи с распространением коронавирусной инфекции, библиотека перешла на новую форму работы. В группе «Тимирязевка. Культурная жизнь» на сайте «Одноклассники»
(https://ok.ru/group/52340760445102),
нашим активным участникам и пользователям, были предложены ссылки на виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира, сказки с оркестром, онлайн путешествия, просмотр добрых советских мультфильмов, викторины, видео презентации, фото конкурсы и конкурсы творчески работ.
Библиотекарь Абрамушкина Ирина Юрьевна.
https://vk.com/videos567691121?z=video567691121_456239017%2Fpl_567691121_-2
1. Милтон Олсон "Уроки гусиной стаи"
https://staff.wikireading.ru/17914
2. Игорь Вачков "Сказка о Деревьях-характерах"
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400517
3. Валентина Ильина-Печенова "притча о кофе"
https://stihi.ru/2011/12/01/8929
Данные тексты были использованы при проведении внеклассного мероприятия "Я и мои ценности" среди учеников 6 классов в МБОУ "Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона"
https://vk.com/school11ulsk
И порекомендовала прочесть следующую литературу в
https://vk.com/id383799098
1.Авдулова,Т.П.Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/Т.П.Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2015.-№2.-С.12-22
В статье говорится о нравственных ориентирах воспитания в системе дошкольного образования.
2. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости.- М.: Педагогика, 1982. - 128 с.,ил.
Азбука вежливости - это не свод обязательных правил культурного поведения, это приглашение к размышлению, ваш добрый друг и советчик, который поможет привить ребенку-дошкольнику первые навыки поведения в обществе. Это книга-сказка, сказка-игра для детей и родителей, своеобразная "азбука" по теории и практике этического воспитания детей.
3. Дивногорцева, С. Ю. Духовно – нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры/ С.Ю.Дивногорцева -М.:Издательство ПСТГУ,2007.–239с.
Предлагаемая работа посвящена анализу проблем духовно – нравственного воспитания личности. Обосновывая теоретические основы духовно–нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции,автор не только предлагает соответствующую концепцию организации данного процесса, но и анализирует возможность использования в этом процессе средств, которые традиционно применялись в отечественной Книга адресована педагогам и студентам, интересующимся вопросами духовно - нравственного воспитания личности.
4.Каркошкина, Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград: Учитель, 2007. - 105 с.
Основой всех предлагаемых материалов являются духовные ценности, заложенные в народной культуре: любовь к родному краю, знание исторических корней, уважение к матери, бережное отношение к родной природе. В пособие вошли разработки внеклассных мероприятий для начальной школы по нравственному воспитанию. Представлены различные формы работы по нравственному воспитанию: праздники, викторины, игры, конкурсные программы. Предназначено для учителей начальных классов, организаторов воспитательной работы в школе. Рассчитано на творческое использование.
5. Маслов, Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания/Н.В.Маслов.– М.:Самшит-издат,2012.–288с.
В данном издании рассматриваются вопросы создания и устроения семьи
и воспитания детей в семье. Особый интерес представляют материалы,
рассказывающие об особенностях воспитания девочек, особенностях
воспитания мальчиков, о нормах речевого поведения в семье. Современные родители и педагоги найдут в книге ответы на многие насущные вопросы – что такое семья, каким целям она служит, как в ней жить счастливо; для чего и как воспитывать детей, как работать с мыслями, чувствами, волей ребенка, конкретные рекомендации, советы, которые помогут воспитать нравственного человека и патриота Отечества.
МБОУ гимназии № 59.
Хочу поделиться своей работой на сайте гимназии. Уже давно веду рубрику «Полезная информация» на сайте нашей гимназии. Это копилка добра, мудрости и воспитания. Знакомлю детей с писателями – юбилярами, юбилеями книг, с интересной информацией. Сделала небольшую выборку по духовно-нравственному воспитанию.
1.Есть три кита, на которых держится всё человечество – это Вера, Надежда и Любовь - http://education.simcat.ru/school59/info/638
2.Писатель на все времена (Об А. Лиханове) - http://education.simcat.ru/school59/info/623
3.День Крещения Руси -http://education.simcat.ru/school59/info/591
4.8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности - http://education.simcat.ru/school59/info/582
5. 26 июля – день памяти поэта Андрея Дементьева -http://education.simcat.ru/school59/info/577
6. Памяти Роберта Рождественского - http://education.simcat.ru/school59/info/573
7. 7 июля – день Святой Троицы - http://education.simcat.ru/school59/info/563
8. Семья моя – тёплая пристань. Игра ко Дню семьи -http://education.simcat.ru/school59/info/557
9. Андрей Блаженный – святой заступник Земли Симбирской - http://education.simcat.ru/school59/info/473
10. Празднование Пасхи в русской живописи - http://education.simcat.ru/school59/info/524
11.7 апреля – Благовещение - http://education.simcat.ru/school59/info/513
12.Православные книги – путь к духовному совершенству - http://education.simcat.ru/school59/info/573
13.День Наума - Грамотника - http://education.simcat.ru/school59/info/475
14.14 октября – Покров Пресвятой Богородицы - http://education.simcat.ru/school59/info/459
15.15 мая отмечается день семьи - http://education.simcat.ru/school59/info/435
16.Сергей Радонежский – печальник Земли Русской -http://education.simcat.ru/school59/info/432
17.14 марта – день Православной книги - http://education.simcat.ru/school59/info/432
18.15 февраля – Сретение - http://education.simcat.ru/school59/info/418
19. Мы будем жить, любить и верить - http://education.simcat.ru/school59/info/385
20. Равнодушие - дурная школа, ожесточает она сердца - http://education.simcat.ru/school59/info/384
21. 6-19 января – Святки - http://education.simcat.ru/school59/info/384
22.Лихачёв Д.С. – интеллигентный человек России - http://education.simcat.ru/school59/info/314
23.17 февраля – день спонтанного проявления доброты -http://education.simcat.ru/school59/info/157
1. Скурат К.Е. Живите во славу Божию (По письмам благодатных наставников Русской церкви) - М., 2015 г.
2. Кувшинникова Елена. Милость сердечная. Книга стихов. – У., 2002.г.
3. Романова - Сегень Н. Рецепт хорошего настроения – Издание Сретенского монастыря, 2012 г.
4. Тихон А. «Несвятые святые» и другие рассказы - Издание Сретенского монастыря, 2012 г.
5. «Сила молитвы» и другие рассказы - Издание Сретенского монастыря, 2015 г.
6. Лисняк А. «Сашина философия» и другие рассказы - Издание Сретенского монастыря, 2014 г.
7. Николаева О. «Небесный огонь» и другие рассказы - Издание Сретенского монастыря, 2013 г.
8. Лекарство от греха. Притчи – М.: Новая мысль,2013 г.
9. Протоиерей Александр Торик «Димон»- М, 2011 г.
10. Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Жизнь продолжается» -М.: Никея, 2011 г.
11. Протоиерей Александр Торик «Русак» - М., 2014 г.
12. Детям о братьях наших меньших – Минск: Белорусская православная церковь,2012 г
13. Детям о дружбе – Минск: Белорусская православная церковь, 2012 г.
14. Детям о любви - Минск: Белорусская православная церковь, 2012г.
15. Детям о Рождестве – Минск: Белорусская православная церковь, 2012 .
16. Детям о Пасхе Христовой – Минск: Белорусская православная церковь, 2012 г.
17. Крупин В. Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых – М., 2016 г.
18. Жития святых для детей – М., 2012 г.
Книги по духовному воспитанию использую в своей работе: книжные выставки ко Дню православной книги, для подготовки к литературным урокам, к классным часам.
Основная цель духовно- нравственного воспитания – это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
В чём причины духовно- нравственного упадка в обществе?
Нарушены устои семьи:
иерархия семейных взаимоотношений
традиционный уклад семейной жизни
традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей
родовые и семейные связи между поколениями.
Основные задачи нравственного и духовного воспитания в школе.
Формирование у обучающихся представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь)
Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России
Формирование у обучающихся понятия свободы совести и вероисповедания
Итак, основная задача – воспитание духовно- нравственной личности.
Правильно сказал В.А. Сухомлинский: «В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство».
https://www.calameo.com/read/006471778c14764f3f20e
https://ru.calameo.com/read/006471778c14764f3f20e
Никола Флавийский, 1444 г.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога.
В то же время среди атеистов много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество.
Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству.
Наталья 03.11.2020 09:23:00"
https://vk.com/video505076783_456239245
.https://vk.com/video505076783_456239245
https://vk.com/video505076783_456239141
https://vk.com/video505076783_456239227
https://vk.com/video505076783_456239259
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.calameo.com%2Fbooks%2F005895838f8ccbc1002b9&post=505076783_423&el=snippet
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.calameo.com%2Fread%2F0051644395f2c173281a5&post=505076783_317&el=snippet
Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения, деградация морально-нравственной среды, отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах), наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.) не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей.
Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, — удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде. И не случайно после таких концертов публика, вошедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, а выходя на улицу — опрокидывать плевательницы, тумбы, ларьки, тележки."
Какое литературное произведение оживает в памяти, когда мы говорим об этих понятиях? Лично мне сразу вспоминается произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Наталия 17.11.2020 15:10:52 ответить #